«Поэт рябиновой Руси»
«Мои стихи, спокойно расскажите
про жизнь мою…»
С. Есенин
Звучит музыка. Демонстрируется портрет Есенина.
В этом имени слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Синь берёз и синь рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты…
Только скажут – «Сергей Есенин»
Всей России встают черты…
Рассказ о С. Есенине (сопровождается показом слайдов и фрагментов из к/ф «Сергей Есенин»)
У Сергея Есенина было правильное, с мягким овалом, простое и тихое лицо, которое освещалось спокойными, но твердыми голубыми, даже синими, будто смеющимися глазами, а волосы невольно заставляли вспоминать о нашем поле, о соломе и ржи. Они слегка завивались. «Эти волосы взял я у ржи», - писал позднее Есенин.
Ничего резкого - ни в чертах лица, ни в выражении глаз. Улыбка подкупающая, чистая, как у ребенка. Глаза с добродушным лукавством, хитростью. Обаятельнейшая улыбка! И едва уловимое любование своим «европейским блеском», естественно и приятно носит Есенин городской костюм! Даже европейский цилиндр сидел на голове рязанского паренька так, словно поэт родился в этом головном уборе.
У каждого человека в глубине души живет мелодия. Будь то мелодия стихов или песен, мелодия осеннего дождя или яркого солнца, мелодия дорогих воспоминаний или близких людей. К ней человек обращается в минуты грусти, в минуты испытаний. Она помогает человеку быть самим собой, жить мечтой, она украшает его духовный мир. У многих людей таких мелодий несколько! Послушайте! И вы услышите их в себе.
Фоном звучит мелодия песни «Отговорила роща золотая».
Когда за окном дождь, а на душе грустно, вдруг захочется взять томик стихов Есенина и, зачитавшись, услышать мелодию своего сердца, увидеть красоту людей, природы.
Есенин был удивительным человеком. Его стихи обладают редкой способностью создавать атмосферу красоты и грусти, красоты и любви. Читая стихи Есенина, невольно рисуешь себе удивительные картины природы.
В стихах Есенина и любовь и тоска, радость и разлука, отчаяние и надежда. Лирика С. Есенина будет жить всегда. В шуме берез, в свете солнца, в пении птиц мы будем слышать ее мелодию. С. Есенин - это вечное...
К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля подарила нам великого поэта. Его жизненный путь удивителен.
Родился Сергей Александрович под Рязанью, в селе Константинове (ныне Есенино). Родители его были бедными крестьянами, имели самый маленький земельный участок. Отец поэта, Александр Никитич, удивляя и смеша односельчан, вкладывал все, что удавалось скопить, не в землю, а в дом. То часы городские привезет, то красивую лампу, то венские стулья... Первой же его заботой, а, следовательно, и основным расходом было образование детей, благо все трое, и Сергей, и Екатерина, и Александра, подрастали на редкость способными – «жадными на ученье». Это по настоянию отца, а не матери и ее властной и авторитетной в деревне родни, старшего, Сергея, по окончании Константиновской четырехлетки определили в Спас-Клепиковскую учительскую школу. Мать поэта, Татьяна Федоровна, выросла в семье домовитых и крепких крестьян, и неприкаянность, слабосилие мужа раздражали ее. Любви-страсти к мужу, отцу Сергея Есенина, у нее особой не было: 16-летнюю Татьяну выдали за 18-летнего Александра по сговору и расчету: ее отец разорился и дать за своей любимицей, певуньей-плясуньей, достаточное приданое не мог, а Сашка Есенин, по прозвищу Монах, брал девку замуж за красоту, по любви.
Чувствуя, что невестка равнодушна к ее сыну, свекровь изводила молодую попреками, а муж по тихости и мягкости не перечил матери, не защищал жену. Кончилось тем, что Татьяна, отдав малолетнего сына в отцов дом, уехала в Рязань.
Вот как вспоминал Есенин свои детские годы, проведенные в семье деда: «Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Дядя Саша брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду... После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленной дичью. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и драчуном и ходил всегда в царапинах и синяках».
Разлад между родителями не мог не сказаться на характере заброшенного ребенка, на всю жизнь запомнившего детские обиды, выпавшие на «сиротскую» (при живых отце-матери) долю. Особенно часто ссорился Сергей с папашей в ранней юности. Внешне, физически, он походил на отца, пошёл, как говорится, мастью в Есениных, а не Титовых, и это фамильное сходство при разнице интересов и жизненных установок хорошо «унавоживало» почву для постоянных распрей. С матерью ему было проще, потому что Татьяна Федоровна, чувствуя себя навсегда виноватой перед сыном, ничего от него и не требовала. У Татьяны Федоровны был внебрачный ребенок в Рязани, она просила у мужа официальный развод. Развода Александр Никитич неверной, но любимой жене не дал, в результате незаконнорожденного мальчика Сашу пришлось устроить «в хорошие руки», а Татьяна Федоровна вернулась в деревню - не столько к мужу, сколько к домашнему очагу и к законному сыну. Есенин был очень ранимым и тяжело переживал семейные неурядицы родителей, но отчий дом почитал превыше всего. Очень тяжело, как опасную болезнь, перенес он первую разлуку с родимым домом, ему было настолько тяжело, что сбежал из Спас-Клепикова. Еле уговорили родители беглеца вернуться в школу. В 1912 году Есенин получает диплом сельского наставника – учителя, но от распределения в деревенскую школу при самом искреннем сочувствии к «забитому» и «от света гонимому народу» наотрез отказался, несмотря на слезы матери и гнев отца, которым очень-очень хотелось, чтобы их сын, такой пригожий да умный, всему селу на зависть стал учителем. И отказался не потому, что боялся «пропасть в глуши», а потому, что уже понял, что он - поэт.
Писать стихи Есенин начал рано, с девяти лет. В раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу и воспевал в своих стихах, «страну березового ситца». Он чувствовал себя частью этой природы, поэтому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе: «Зеленая прическа», «Сыплет черемуха снегом», «Нивы сжаты, рощи голы» и др. Мелодичность стихов Есенина привлекает много композиторов, на его стихи сложено немало песен.
Звучит песня «Отговорила роща золотая».
Приехав в Москву из деревни, юный поэт лелеет честолюбивые замыслы, но Москва не спешит признать его оригинальный талант, считая начинающим самоучкой. Однажды, поддавшись тоске, Сергей не выдерживает и пьет уксусную эссенцию, но, к счастью, вовремя опомнился и стал тут же пить молоко.
Из тяжелого душевного кризиса юношу выводит Анна Изряднова, работавшая корректором в редакции журнала, которая безответно и трепетно влюбилась в красивого и обаятельного Есенина. Она рожает от него мальчика, но не надеется на продолжение и узаконивание отношений, сама поднимает и воспитывает ребенка.
Никакого следа в жизни Есенина мать его первого ребенка не оставила. Да и вообще женщины в его драматической судьбе никогда не играли главных ролей, как это было у Блока или Тютчева. Он относился к ним легкомысленно, был чрезвычайно влюбчив, но не терпел несвободы, давления. Он был женат на Зинаиде Райх, жене Мейерхольда; на всемирно известной американской танцовщице Айседоре Дункан; затем на внучке великого Толстого Софье Толстой. В период влюбленности в армянскую учительницу по имени Шаганэ пишет цикл стихов «Персидские мотивы», после разрыва с другой любимой женщиной - стихотворение «Письмо к женщине». Его «любови» (а это были всегда прекрасные и умные женщины) вдохновляли его лиру на такие шедевры, как «Руки милой - пара лебедей», «Я спросил сегодня у менялы», «Хороша была Танюша» и т. д.
«Путевку в жизнь» дал ему А. Блок. Он первым признал поэта, сделал запись в своем дневнике: «Днем был у меня рязанский парень со стихами... Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные...» Но тот же Блок, когда Есенин попросил еще об одной встрече, отказал ему, сказав: «Мне даже думать о Вашем трудно, такие мы с Вами разные». Холодную отчужденность Блока и самый воздух замкнутого его дома Есенин истолковал как «снисходительность дворянства», и до смертного часа эта душевная обида не улеглась. Снисходительности Сергей наглотался за годы вдосталь. Да, его баловали, ему льстили, им любовались, но не как равным, а как чем-то экзотическим, чем-то вроде расписной дымковской игрушки... Это больно ранило поэта. Он бунтовал, спорил, доказывал, дебоширил...
Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез...
Сам Есенин писал о своем творчестве: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство к Родине – основное в моем творчестве». Природа – всеобъемлющая, главная стихия творчества поэта, с ней лирический герой связан врожденно и пожизненно: «Родился я с песнями в травном одеяле. / Зори меня вешние в радугу свивали». Поэзия Есенина – самый значительный этап в формировании национального пейзажа, который наряду с традиционными мотивами грусти, запустелости, нищеты включает удивительно яркие, контрастные краски, словно взятые с лубочных картинок: «Синее небо, цветная дуга», «Топи да болота», / Синий плат небес / Хвойной позолотой / Взвенивает лес», «Ой ты, Русь моя, милая родина, / Сладкий отдых в шелку купырей», «Выткался на озере алый цвет зари», «Сыплет черемуха снегом», «Звени, звени златая Русь»... Этот образ яркой и звонкой России, со сладкими запахами, шелковистыми травами, голубой прохладой, именно Есениным был внесен в поэтическое самосознание народа.
По-новому изображает Есенин небесные и атмосферные явления – более картинно, изобразительно. Так, ветер у него – не космический, как у Блока, а живое существо: «рыжий ласковый осленок», «отрок», месяц – «жеребенок», «теленок» и т. п. Есенин – создатель единственного в своем роде «древесного романа», лирический герой которого – клен. А героини – березы и ивы. Очеловеченные образы деревьев обрастают «портретными» подробностями: у березы – стан, бедра, груди, ножка, прическа, подол, у клена – нога, голова (стихотворения «Клен ты мой опавший», «Зеленая прическа»). Береза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России. Другие излюбленные растения поэта – липа, рябина, черемуха. Пейзажные мотивы у Есенина тесно связаны не только с круговращением времени в природе, но и с возрастным течением человеческой жизни – чувством старения и увядания, грустью о прошедшей юности («Этой грусти теперь не рассыпать», «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая»...) У Есенина кровно-родственная близость «с братьями меньшими» («Песнь о собаке», «Собаке Качалова», «Корова», «Лисица», «Сукин сын» и др.), проблема мучительных взаимоотношений природы с побеждающей цивилизацией: «живых коней победила стальная конница», «...сдавили за шею деревню / Каменные руки шоссе», «как в смирительную рубашку, мы природу берем в бетон», «Я последний поэт деревни» и др. По выражению М. Горького, «есенинская поэзия природы выразила любовь ко всему живому в мире и милосердие».
Заключение. Солженицын писал, побывав на родине Есенина: «Я иду по деревне этой, каких много и много, где и сейчас все живущие заняты хлебом, наживой и честолюбием перед соседями, - и волнуюсь: небесный огонь опалил однажды эту окрестность и еще сегодня обжигает мне щеки здесь. Я выхожу на окский косогор, смотрю вдаль и дивлюсь: неужели об этой темной полоске леса можно было так загадочно сказать: «На бору со звонами плачут глухари...»?
И об этих луговых петлях спокойной Оки: «Скирды солнца в водах лонных...» Какой же слиток таланта метнул Творец сюда, в эту избу, в это сердце деревенского драчливого парня, чтобы тот, потрясенный, нашел столькое для красоты – у печи, в хлеву, на гумне, за околицей – красоты, которую тысячу лет топчут и не замечают?..»
Сам Есенин в 1919 году написал:
Душа грустит о небесах,
Она нездешних нив жилица.
Люблю, когда на деревах
Огонь зеленый шевелится.
То сучья золотых стволов,
Как свечи, теплятся пред тайной,
И расцветают звезды слов
На их листве первоначальной.
Секрет притяжения личности и поэзии Есенина – по сей день загадка для отечественных и зарубежных исследователей. Короткая, бурная и печальная жизнь Есенина многих поразила, и об этой жизни стали слагаться легенды. Эти легенды начали рождаться еще при жизни поэта, чему он сам много способствовал. Это странная и уникальная черта Есенина – легко входить в роль, подставленную литературой, и тяжело расплачиваться за нее в жизни. Сначала – роль «херувима», «пастушка», «Леля», природного дитяти, пять лет спустя – «хулигана». Окрестив себя хулиганом, принимается хулиганить в реальности и, по выражению В. Маяковского, «шумит в участке» (стихотворение «Исповедь хулигана»).
Легенда, миф, творимый Есениным, имел глубоко русские, национальные корни. Судьба Есенина - это судьба России.
Радуясь, свирепствуя и мучаясь,
Хорошо живется на Руси.
Есенинское сердце, душа, отзывчивые на горе, умеющие воспринимать чужое горе как свое собственное, всегда кровоточили; может, поэтому золотые крылья его пронзительной песни и не вынесли этой нагрузки любви и нежности. Жизнь С. Есенина подходила к концу. Душевные силы иссякли. Чувствуя свой конец, Сергей перед отъездом в Ленинград побывал у всех своих родных, навестил детей – Константина и Татьяну (детей от первого брака - с 3. Райх), попрощался со своей первой подругой Анной Изрядновой, у которой рос сын Есенина Юрий, сказав на прощанье: «Пришел проститься. Чувствую себя плохо, наверное, умру». Простился и с Софьей Андреевной Толстой, зашел к сестрам, побывал у матери. Ушел из дома в 30 лет навсегда... «Жизнь моя, иль ты приснилась мне? // Словно я весенней гулкой ранью // Проскакал на розовом коне».